5 Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной наравленности Шахматы

1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по виду спорта «Шахматы» (далее - Программа) Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа
«Победа» (далее - МБУ ДО «СШ «Победа») разработана на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Федерального закона от 04.12.2007г. №329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минпросвещения от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- Федерального закона РФ от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
- Устава МБУ ДО «СШ «Победа»;
- Локальных нормативных актов МБУ ДО «СШ «Победа»;
-Других федеральных и региональных нормативных документов,
регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного
образования физкультурно-спортивной направленности.
Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание,
условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества
подготовки обучающегося по данному направлению подготовки и включает в себя:
рабочий учебный план, календарный учебный график, методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии
дополнительного образования и материалы, обеспечивающие качество подготовки
воспитанников.
Направленность программы «Шахматы» предусматривает прежде всего
повышение уровня разносторонней физической подготовленности воспитанников,
а также расширение и углубление объема баскетбольных навыков и умений; на
развитие склонностей, интересов и способностей, занимающихся к социальному и
профессиональному самоопределению.

2

Актуальность и социальная целесообразность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения является
одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по
программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе,
развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к
знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся
обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают
методики самоконтроля.
Отличительные особенности.
Программа адаптирована под имеющиеся материально-технические условия и
предполагает проведение занятий в оборудованной аудитории. Это позволяет
разнообразить процесс обучения, использовать различные формы работы с
обучающимися, избежать монотонности, повысить эффективность занятий.
Программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся. В
течение года вместо выбывших воспитанников могут набираться новички.
Новизна программы.
Программа предполагает освоение содержания, исходя из результатов
диагностики и стартовых возможностей участников программы. Уровневое
обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение для
достижения поставленных целей таким образом, чтобы максимально использовать
свои возможности, прежде всего учебные. Уровневая дифференциация позволяет
работать тренеру-преподавателю с воспитанниками разного уровня подготовки.
Адресат программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана для
спортивно-оздоровительного этапа подготовки для детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Срок её реализации – 1 год.
Спортивно-оздоровительная группа комплектуется из всех желающих
заниматься этим видом спорта учащихся, имеющих разрешение врача и на
основании заявления родителей.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год. Объем программы 276 часов.
Количество воспитанников в объединении 12-15 человек.
Форма обучения - очная.
Особенности организации учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые теоретические и практические занятия;
- участие в матчевых встречах;
- участие в соревнованиях;
- тестирование.
3

При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы могут использоваться электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии.
Режим занятий.
Учебно-тренировочный процесс осуществляется в соответствии с
программой. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 90 минут (2 академических
часа, академический час 45 мин).
1.2. Цели и задачи.
Цель программы:
социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как
нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для
личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация
содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
• развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
• развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции;
• приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.
• развитие социально-психологической компетентности обучающихся,
адекватного эмоционально-волевого состояния;
• формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
• формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование
навыков здорового образа жизни.
• воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
• формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;
• воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.

№
п/п
1.

Название
раздела, темы
Вводное занятие.
История шахмат.

1.3. Содержание программы.
Содержание программы
Учебный план.
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
4

2

2
4

опрос

2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
16.
17.

18.
19.

Шахматные
фигуры.
Понимание
шахматной игры.
Цель шахматной
партии.
Три стадии
шахматной
партии.
Краткая и полная
шахматная
нотация.
Игра с
шахматными
часами.
Мат легкими и
тяжелыми
фигурами.
Король против
короля и пешки.
Решение
шахматных задач.
Тактические
приемы в
шахматах.
Основы дебюта.
Основы
миттельшпиля.
Основы
эндшпиля.
Техника
матования.
Достижение мата
без жертвы
материала.
Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

10

3

7

опрос

20

6

14

соревнования

8

3

5

тестирование

10

5

5

соревнования

20

6

14

суммарная оценка знаний
практической и
теоретической части

10

4

6

соревнования

16

5

11

практическая игра

16

4

12

практическая игра

20

6

14

тестирование
решение шахматных задач

14

4

10

14

4

10

соревнования

14

4

10

тестирование

14

4

10

соревнования

20

10

10

26

10

16

соревнования

30
10
276

14
4
98

16
6
178

игра
практическая игра

решение шахматных задач

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. История шахмат.
5

Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля.
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное
положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая
и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических
игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений:
«Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат
или не мат».
5. Три стадии шахматной партии.
6

Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
6. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
7. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат
ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
8. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат
в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
9. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2
хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
10. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение,
открытый (вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов.
11. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип
быстрейшего развития фигур.

7

Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай
ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь
мат «повторюшке» в один ход».
4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы.
Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два
хода».
12. Основы эндшпиля.
Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи»,
«Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».
13. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля,
«линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода»,
«Выигрыш фигуры».
15. Тактические ловушки.
Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода».
16. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире.
Практика: участие в шахматных турнирах по графику.
17. Итоговые занятия.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,
турниров, конкурсов.
1.4. Планируемые результаты.
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут
актуализированы следующие психологические процессы:
познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;
способность самостоятельно добывать знания;

8

потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного
потенциала;
активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.
знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля;
уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить
комбинации;
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.
сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
научаться определять цель и пути её достижения; научаться договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
2. Комплекс организационных условий.
2.1. Календарный график
Начало реализации программы – 1 сентября (или по мере формирования групп)
Количество недель – 46.
2.2. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в оборудованной аудитории МБУ ДО «СШ «Победа»,
г.Новоалександровск, ул. Ленина, стр. 64/1.
Материально- техническое обеспечение:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 10штук;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10 штук;
столы для игры в шахматы – до 10 штук.
2.3. Используемые технологии
При реализации программы используются, следующие технологии:
- технология групповой работы;
- технология индивидуальной деятельности;
- технология разноуровневой подготовки.
9

2.4. Дидактические материалы.
1. Видеоматериалы: исторические видеозаписи, записи последних
соревнований, учебные фильмы.
2. Тематическая литература.
3. DVD-записи спортивных игр и соревнований с участием ведущих команд
Мирового волейбола, методические разработки в области волейбола.
2.5. Список литературы.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика
проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2014.

10

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Тема занятия
Введение. Техника безопасности.
Цель и задачи курса.
Начальная позиция.
Шахматные линии.
Шахматная нотация.
Шахматная нотация. Знание полей.
Король и ферзь, ходы и взятия.
Ладья и слон, ходы и взятия.
Конь ходы и взятие.
Пешка ходы и взятие, виды пешек.
Начало партии, тактика игры, обмен, стратегия.
Правильный размен фигур. Оценка позиции.
Пешечное превращение и взятие на проходе.
Рокировка: 5 правил, когда невозможна рокировка
Патовые комбинации.
Три стадии шахматной партии.
Знакомство и игра с шахматными часами.
Жертва фигуры.
Мат в один ход.
Логические игры.
Связка.
Вилка.
Двойной удар.
Мат Королем и Ферзем.
Мат Королем и Ладьей.
Сложные задачи на мат.
Король и не крайняя пешка против короля, оппозиция.
Правило квадрата.
Логические игры.
Опасная диагональ.
Виды детских матов и защита от них.
Вскрытое нападение.
Двойной удар.
Двойной шах.
Использование большего материального перевеса.
Использование геометрических мотивов
Мат в 2 хода.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты.
Ходы шахматных фигур.
Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Взятие на проходе.
Безопасное положение короля. Рокировка.
Гармоничное пешечное расположение.
11

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

Превращение пешки.
Шахматные фигуры.
Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
Правильное развитие фигур из начальной позиции.
Сильные слабые места.
Битое поле.
Мат и его разновидности.
Шах и защита от него.
Виды ничьей.
Выполнение упражнений на тему «Мат. Шах. Ничья».
Три стадии шахматной партии.
Дебют.
Миттельшпиль.
Эндшпиль.
Шахматная нотация.
Краткая шахматная нотация.
Полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.
Игра с часами.
Логические игры.
Мат легкими фигурами.
Мат тяжелыми фигурами.
Линейный мат.
Мат ферзем.
Мат ладьей.
Мат двумя слонами.
Король и не крайняя пешка.
Решение шахматных задач.
Решение шахматных задач в 1 ход.
Решение шахматных задач в 2 хода.
Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Разбор партий чемпионов.
Логические игры.
Игра с записью.
Обозначение горизонталей и вертикалей.
Обозначение шахматных фигур.
Термины.
Запись шахматной партии.
Понятие о тактике. Тактический прием связка.
Двойной удар.
Открытое нападение. Вскрытый шах.
Двойной шах.
Выигрыш материала.
Основы дебюта.
Принципы игры в дебюте.
Мат Легаля.
Принципы игры в дебюте.
Быстрый мата в дебюте.
Неразумность игры в дебюте.
Неразумность игры в дебюте одними пешками Темпы.
12

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Борьба за центр.
Атака на слабый пункт.
Гамбит Эванса.
Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Основы миттельшпиля.
Правила миттельшпиля.
Взлом.
Сквозной удар.
«Бессмертная» партия.
Классическое наследие. «Вечнозеленая» партия.
Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Основы эндшпиля.
Игра в эндшпиле.
Пешка против короля.
Правило «квадрата».
Ключевые поля.
Использование пешечного перевеса.
Матование двумя слонами.
«Хорошие» и «Плохие» слоны.
Преимущество двух слонов.
«Линейный» мат.
Мат ферзем.
Мат ладьей.
Достижение мата.
Достижение мата без жертвы материала.
Турниры.
Повторение.

ИТОГО

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
20
10

276

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».